Таврели - русские трёхмерные шахматы
Добро пожаловать на наш сайт! Главная | Задать вопрос
Меню сайта

Самый главный вопрос:
Где приобрести русские
шахматы или книгу?


Главная

О правилах таврелей

Следует отметить, что современные таврели нельзя считать абсолютно достоверной реконструкцией древней игры. Они объединяют в себе элементы правил столбовых шашек, игры Тамерлана, чатуранги с ее фигурами индийских шахмат и игральным кубиком. Устроители первого турнира по русским шахматам использовали старорусские названия таврелей и солнечную арийскую символику в качестве обозначений. Тогда же был внесен ряд дополнений в правила, что значительно обогатило первоначальную версию игры. Существует вариант таврелей на 36-ти клеточном поле с игральным кубиком и стандартной шахматной символикой фигур. Однако это не уменьшает значимость самой игры, так как и правила классических шахмат неоднократно менялись за последние несколько столетий. Любопытен и гуманен сам принцип игры в русские шахматы: если в классических шахматах фигуры "убивают" друг друга и снимаются с доски, то здесь - берутся в плен и по ходу игры могут быть освобождены. Все фигуры до конца партии остаются на шахматной доске. Если игра индийских шахмат развивается на плоскости, то таврели заставляют игрока мыслить в трехмерном пространстве (приходится учитывать и положение фигур в башнях). Словом, русские шахматы есть не что иное, как столбовые шахматы, шахматы в пространстве, трехмерные шахматы.



Современные правила игры

Партия в русские шахматы играется между двумя партнерами, по очереди передвигающими фигуры (таврели) на квадратной клетчатой доске.

На ней 64 поля, или клетки. Перед началом игры доска располагается между партнерами так, чтобы угловое поле справа от каждого шахматиста было белым.

У шахматной доски 8 горизонталей, 8 вертикалей, есть у нее также черные и белые диагонали.


Начало игры

У каждого из игроков по 16 фигур (таврелей). Расставляются таврели перед началом игры так: по углам доски ставятся ратоборцы. Возле них располагаются всадники, затем лучники. В центре на поле своего цвета ставится князь, рядом волхв. Перед фигурами ряд из 8 ратников. Каждый ратник в начале партии должен быть установлен перед той таврелью, чей символ изображен на нижней и боковой поверхности таврели ратника. Перед волхвом устанавливается ратник с символом хелги. Начинают игру белые таврели.


Что такое ход

Ходом считается передвижение таврели (одной или в составе башни по правилам верхней таврели) с одного поля на другое. Ни одна из таврелей, за исключением всадника и хелги (когда фигура ходит как всадник), не может перемещаться через поле, занятое таврелью противника. Ни одна из таврелей в процессе партии не снимается с игровой доски.

Все таврели могут при своем ходе ставиться на другие таврели (свои или партнера), образуя башни. Исключение: на волхва не может ставиться ни одна таврель. Башня может быть перемещена как полностью, так и разделяясь на две части. При этом ее нижняя часть остается на прежнем поле, и действие этой части начинается немедленно (по правилам хода верхней таврели).


Как ходят фигуры (таврели)

Волхв

Может пойти на любое соседнее поле на 1 клетку, если она не находится под ударом фигур противника.

Волхв может образовать башню, если она не находится под ударом фигур противника.

У волхва может быть самое большее 8 клеток, на которые он может пойти. Если волхв стоит на краю доски, у него остается 5 возможных ходов, а если в углу - только три.


Ратоборец

Ходит на любое поле по горизонтали и вертикали, на которых он стоит.

На любой клетке на пустой доске он имеет 14 вариантов ходов. "Перепрыгивать" через фигуры не может, за исключением рокировки. Если на пути его движения расположена своя или чужая таврель, он ставится сверху, образуя башню, которая будет двигаться по правилам верхней таврели.


Лучник

Ходит на любое доступное поле по диагонали, на которой он стоит.


Князь

Ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.

Князь движется как лучник и ратоборец. Очень сильная фигура, уступает только хелги.


Всадник

Таврель, способная перепрыгивать через другие фигуры.

Ход всадника напоминает букву "Г": он ходит на 1 клетку по горизонтали и на 2 по вертикали, или наоборот, на 1 клетку по вертикали и 2 по горизонтали.


Ратник

Ходит вперед на поле, расположенное непосредственно перед ним на той же самой вертикали и не занятое таврелью противника. С исходной позиции ратник может продвинуться на 2 поля по той же самой вертикали, если оба эти поля свободны от фигур противника. Если на этих полях находятся свои таврели, то ратник может образовать с ними башню, занимая верхнее положение. Ратник, сделавший ход через поле, находящееся под атакой ратника противника, может быть "взят в плен". Противник образует башню, как если бы ход первого ратника был только на одно поле. Это называется "взятием на проходе".

Ратник, который уже ходил и в процессе игры вновь попал на исходное поле на 2-й и 7-й горизонталях соответственно для белых и черных, теряет право продвижения вперед сразу на 2 поля.

Ратник ходит на поле, занимаемое таврелью противника, которое расположено по диагонали на одну клетку вперед, образуя новую башню.

Когда ратник достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, он переворачивается и превращается в ту таврель, перед которой он стоял в исходной позиции и чей символ изображен на его нижней и боковой поверхности. Это превращение является частью того же хода. Ратник, достигший самой дальней горизонтали в составе башни, должен быть превращен в соответствующую таврель только в том случае, когда он останется единственной фигурой на этой горизонтали или верхней таврелью в составе башни.

Если на превращенного ратника ставится своя таврель или таврель противника, он переворачивается и становится обычным ратником. Ратник, стоящий в исходном положении перед волхвом, при описанных выше условиях превращается в хелги.


Хелги

Ходит на любое доступное поле по вертикали, горизонтали и диагонали, на которых стоит, а также как всадник. Таким образом, возможность перемещения хелги соответствует объединенным возможностям князя и всадника.

Это самая сильная фигура в русских шахматах. Она одна может поставить мат на пустой доске волхву противника.



Рокировка

Один раз за игру можно сделать рокировку. Рокировка может быть короткой или длинной. Делается она следующим образом: волхв перемещается по направлению к ратоборцу через одну клетку, а ратоборец переносится через него и ставится рядом.

Рокировка становится невозможной, если волхв и ратоборец, которыми делается рокировка, уже ходили.

Рокировка временно невозможна:

  1. если поле, на котором стоит волхв, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной из таврелей противника;
  2. если между волхвом и ратоборцем, с которым производится рокировка, на одной горизонтали находится какая-либо таврель.

Шах

Если любая таврель - князь, ратоборец, лучник, всадник, ратник или хелги атакует волхва, то такое нападение называется шахом. От шаха нужно обязательно защититься.

Есть три способа защиты: можно отойти волхвом, пленить нападающую таврель или же поставить между ней и волхвом другую таврель.


Мат

Если ни один из способов защиты от шаха выполнить нельзя (увести волхва, пленить шахующую таврель или заслонить волхва другой таврелью), то получается мат волхву. Партия прекращается, и игрок, получивший мат волхву - проигрывает.

Цель игры - объявить мат волхву соперника.

Партия считается выигранной, если удается объявить мат волхву соперника, или в том случае, если соперник сдается сам.


Ничья

Партия может закончиться ничьей в трех случаях:

  1. при взаимном согласии соперников;
  2. если при своей очереди хода играющий не может сделать никакого хода, при этом волхв не находится под шахом. Такое положение называется пат;
  3. по требованию одного из игроков, у которого одна и та же позиция возникает три раза (необязательно подряд), возможности перемещения таврелей при этом не изменились. Один из видов такой ничьей - вечный шах, когда одна из сторон непрерывно нападает на волхва соперника, и последний не может укрыться от шахов.

Совершение хода

Ход считается сделанным:

  1. если играющий передвинул таврель с одного поля на другое (создал башню, разделил башню на две башни) и отнял от нее руку;
  2. при рокировке, когда играющий передвинул волхва и, переставив через него ратоборца, отнял от него руку;
  3. когда ратник (или ратник сверху в составе башни) достиг последней горизонтали, играющий перевернул его и отнял руку.

Брать ход обратно нельзя!


Прикосновение к фигуре

Если один из противников при своей очереди хода дотронулся до своей таврели и имеет возможность ею пойти, он должен ходить. Правило называется "тронул - ходи!" и должно соблюдаться строго. Если при своей очереди хода играющий дотронулся до фигуры соперника, он должен взять ее в плен, создав башню. Если в таких случаях ход или построение башни невозможны, то, как исключение, можно сделать любой ход. Чтобы поправить свои или чужие фигуры, нужно предупредить противника. Обычно говорят: "Поправляю".


Как записать партию

Чтобы записать отдельный ход или всю партию, применяют следующую систему.

Горизонтальные ряды, начиная от играющего белыми таврелями, обозначают цифрами от 1 до 8, а вертикальные ряды слева направо от играющего белыми - латинскими буквами а, b, c, d, e, f, g, h. Называя сначала букву вертикали, а затем цифру горизонтали, можно обозначить любое поле шахматной доски.

Каждый ход таврели указывается обозначением через дефис двух полей - откуда и куда переместилась таврель.

При записи позиции указываются все поля, занятые таврелями. Если стоит башня, то последовательно указываются таврели, входящие в состав башни сверху вниз. При делении башни в скобках указывается количество таврелей, снятых сверху башни.

Принятые сокращения
0-0   короткая рокировка
0-0-0 длинная рокировка
+ шах
х мат
! сильный ход
!! отличный ход
? слабый ход
?? очень слабый ход
 
Например:
1.   g1-f3 f8-e7
2. d1-c1 g8-h6?
3. c1-b2 0-0??
4. b2(1)-g7x

Источник: http://interactive.orprus.ru/chess.asp (2005).
Рисунок с расстановкой таврелей: http://slavs.org.ua/
tavreli-slavyanskie-shakhmaty
(2008).

Друзья сайта

Наш опрос (2009)



Разработка: Вадим Заплетин, vvaaddiimm(собачка)land.ru © 2007-2008 Последнее обновление: 20.12.2008 Narod.ru


Hosted by uCoz